Глава 5. БОРЬБА ЗА ТРЕЗВОСТЬ

Рано или поздно люди в пьющих странах приходят к выводу, что борьба с последствиями употребления алкоголя (равно как табака или других одурманивающих веществ) не приводит к желаемым результатам. Обдумывая разные варианты решения алкогольной (и прочих наркотических) проблем, самые решительные граждане неизбежно приходят к выводу о необходимости воспитания трезвости, т. е. культуры трезвой жизни граждан своей страны с самого рождения.

Ставится цель отрезвления общества. Зарождаются трезвеннические движения. Их деятельность имеет нравственное (в ряде случаев — и религиозное) обоснование, включая в себя традиционные юридическую, медицинскую и педагогическую модели, но с конкретизацией отдельных направлений работы (подробнее об этом — во второй части книги). В связи с этим, в частности, выносятся предложения и о необходимости запрета на изготовление и продажу алкогольных изделий («сухие законы»).

Международное трезвенническое движение

Первая крупнейшая трезвенническая организация мира — International Organization of Good Templars (IOGT — Международная организация добрых храмовников) или, в русской версии, Интернациональная организация гуманизма и трезвости — ИОГТ возникла 9-11 июля 1851 г. в городе Утика (США). Из маленького кружка трезвенников она распространилась по всей Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Африке.

В рядах ИОГТ за всю её историю состояли видные представители мировой интеллектуальной элиты, в их числе выдающийся швейцарский учёный-энциклопедист Август Форель (1848-1931). Он — автор пятитомного биологического труда, посвящённого жизни муравьёв. Также он возглавлял медицинскую клинику для душевнобольных, в которой занимался лечением алкоголиков и сделал для себя открытие, что только абсолютная трезвость самого алкоголика и его ближайшего окружения может гарантировать исцеление и нормальную жизнь.

Форель возглавлял швейцарское трезвенническое движение и в течение двух лет даже был Всемирным казначеем ИОГТ. Главной заслугой Фореля перед трезвенническим движением было то, что при нём ИОГТ из протестантской организации превратилась в нерелигиозную, светскую. Своей трезвеннической деятельности он придавал такое большое значение, что завещал сделать на своём надгробном памятнике надпись: «Апостол антиалкоголизма».1

ИОГТ называют самым устойчивым международным трезвенническим проектом. Основными программными документами ИОГТ в XXI в. являются «Политическая программа в области алкоголя», «Декларация по политике контроля над наркотиками» и «Декларация по политике мира». Наибольшим влиянием ИОГТ пользуется ныне в скандинавских и германоязычных странах Европы, а также в Индии и Шри-Ланке. Стать действительными членами ИОГТ могут только те организации, члены которых придерживаются абсолютной трезвости. Иные организации могут присоединиться в качестве ассоциированных членов.2

3 октября трезвенники всего мира отмечают Всемирный день ИОГТ, в честь выдающегося трезвенника Джона Финча (1852-1887).3

Первое трезвенническое движение в России

В России против пьянства ополчился сам народ. Так, в 1858 -1859 гг. в России развернулось первое крестьянское трезвенное движение за отказ от потребления продававшейся в то время откупщиками крайне дорогой и некачественной водки. Крестьяне целыми деревнями давали обеты трезвости (зарок не пить). Общества трезвости распространились в 32-х губерниях. В мае 1859 г. русские крестьяне приступили к разгрому питейных заведений, волнения охватили 15 губерний.

Такие народные восстания жестоко подавлялись. За участие в трезвенническом движении 780 «зачинщиков» были преданы военному суду, наказаны шпицрутенами и сосланы в Сибирь. 26 октября 1860 г. откупная система была заменена акцизной.4;5

Второе трезвенническое движение в России

В конце XIX — начале XX вв., особенно с 1907 г., началось новое, второе народное трезвенническое движение за отказ от потребления любых видов алкоголя и принятие действенных противоалкогольных ограничительных и просветительных мер. Состав его был более широким. В нём участвовала передовая часть духовенства, крестьян, врачей, предпринимателей. По всей России стали возникать общества трезвости.

В 1882 г. выдающийся отечественный педагог Сергей Александрович Рачинский создал общество трезвости при Татевской сельской школе, которой руководил. Ядром Татевского общества трезвости были его ученики, а также их родители и даже крестьяне из соседних сел, которые давали обеты трезвости. Осенью 1988 г. в этом обществе было уже 383 человека. Рачинский «сформулировал главную стратегию преодоления алкоголизации народа: надёжный заслон ей должны поставить сильные приходские, школьные и семейные трезвенные традиции».6

В 1887 г. Л.Н. Толстой создал своё «Согласие против пьянства» (СПП). Уже через несколько месяцев в его рядах состояло 744 члена. Начал великий писатель с себя, членов своей семьи и друзей. Но там были выходцы из самых разных слоёв общества, люди почтенного возраста и дети. В списке его членов были: дворянин, крестьянин, дворник, пчеловод, извозчик, лесничий, токарь, маляр, повар, кухарка, горничная, няня, буфетчик, портной, сапожник, конторщик, сотрудник газеты, архитектор, студент, гимназист, учитель, переводчик, врач, офицер, чиновник, судья, купец, торговец.

Л.Н. Толстой сумел вовлечь в своё общество представителей интеллектуальной элиты того времени: писателей (П.И. Бирюкова), художников (Н.Н. Ге, Е.И. Репина), учёных (Н.Н. Миклухо-Маклая), военных (генерала А.Д. Толышина) и др.

Чем занимались члены СПП? Каждый выбирал себе направление деятельности по душе: антиалкогольное просвещение, распространение трезвеннической публицистики самого Л.Н. Толстого, поиск единомышленников, взаимодействие с чиновниками.

Вот как обращался к народу Л.Н. Толстой: «Ужасаясь перед тем страшным злом и грехом, которое происходит от пьянства, мы, нижеподписавшиеся, порешили: во-первых, для себя никогда ничего самим не пить пьяного — ни водки, ни вина, ни мёда, — и не покупать и не угощать ничем пьяным других людей; во-вторых, по мере сил внушать другим людям, и особенно детям, о вреде пьянства и преимуществах трезвой жизни и привлекать в наше согласие.

Просим всех согласных с нами заводить себе такой же лист и вписывать в него новых братьев и сестёр и сообщать нам.

Братьев и сестёр, изменивших своему согласию и начавших опять пить, просим сообщать нам».7

Большая часть обществ трезвости в дореволюционной России создавалась в лоне Православной Церкви. В 1898 г. при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге было создано и действовало под руководством пастыря-подвижника Александра Васильевича Рождественского общество трезвости. После смерти отца Александра в 1905 году общество возглавил Пётр Алексеевич Миртов. Только за первые 10 лет было зарегистрировано 598 тысяч трезвенных обещаний. За 10 лет было произнесено более 11.666 богослужебных и внебогослужебных бесед и поучений, прослушанных миллионом слушателей. Организовано около 30-ти религиозных процессий, в каждом случае не менее, как с 100 тысячами народа. Совершено 6 поездок на Валаам с 1000 участников исключительно из представителей столичной бедноты. Значительной была и просветительская деятельность. За 10 лет издано 265 названий книг и брошюр для народа, издается 4 журнала, устроено более 2.944 чтений, на которых присутствовало свыше 853 тысяч слушателей, действовало 7 библиотек, работало 5 школ и детский сад.8

С 1914 г. общество стало Всероссийским, а в 1917 году число членов Александро-Невского Всероссийского братства трезвости превышало 140 тысяч человек.

Трезвенническое движение в России приобрело такой размах, что власти пошли на серьёзные ограничительные меры, известные под названиями «право местного запрета» или «сухой закон». 18 июля 1914 г. царским указом Николая II была отменена продажа водки, а затем и продажа ряда менее крепких алкогольных изделий. Ситуация по российским меркам была признана чрезвычайной, хотя в 1913 г. алкогольных изделий в переводе на абсолютный алкоголь в России потреблялось почти в 7 раз меньше, чем во Франции. Меньше, чем в России, из Европейских стран пили только в Норвегии.

Третье трезвенническое движение

Третье трезвенническое движение (1914 -1925 гг.) — развивалось в условиях введения запрета на продажу водки и других запретительно-ограничительных мер с 18 (31) июля 1914 г. в связи с началом мобилизации на I Мировую войну. В 1918 году вместе с борьбой с религиозным «опиумом» были упразднены и все общества и братства трезвости.

Последствия не заставили себя ждать. Первые ограничения на некрепкий алкоголь были сняты уже после февральской революции, а последние ограничения были сняты с 1 октября 1925 г., когда советское государство возобновило продажу 40-градусной водки. В беседе с иностранными рабочими делегациями 5 ноября 1927 г. И.В. Сталин оценивал водочную монополию как «временную меру», которая «…должна быть уничтожена, как только найдутся в нашем народном хозяйстве новые источники для новых доходов на предмет дальнейшего развития нашей промышленности».

Вопреки мифам об «извечном русском пьянстве», в годы «сухого закона» в России для большинства населения трезвость стала нормой жизни. Процитируем фрагмент из законопроекта, внесенного в Государственную Думу в 1916 году крестьянскими депутатами: «…Право решения быть или не быть трезвости во время войны было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости — этом преддверии земного рая — стала на Руси правдой…

Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.

Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила хозяйственную устойчивость и бодрое настроение. Облегчённый от тяжкой ноши — пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.

Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.

Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе».9

Четвёртое трезвенническое движение

Четвёртое трезвенническое движение началось в 1927 г. и было в основном движением рабочих и служащих. 16 февраля 1928 г. было создано «Общество борьбы с алкоголизмом» (ОБСА). Деятельность ОБСА вела к сокращению пьянства и его отрицательных последствий, но одновременно ставились под угрозу доходы от торговли алкоголем. В чрезвычайных условиях ускоренной индустриализации, массовой коллективизации, начавшегося мирового экономического кризиса 1929-1932 гг. (когда цены на хлеб на мировых рынках упали примерно в два раза, что ударило по СССР) складывающийся в Советском Союзе тоталитарный политический режим с начала 1930 г. повёл дело к свёртыванию деятельности ОБСА и других общественных организаций. По существу, трезвенническое движение прекратилось в апреле 1932 г., когда ОБСА, «Союз безбожников» и общество «Долой неграмотность» были преобразованы в единое общество «За здоровый быт». Вскоре в разговорах о борьбе «со вшами и грязью» о борьбе за трезвость забыли вообще. Было провозглашено, что алкогольный вопрос решится сам собой, когда поднимется экономическое благосостояние и культурный уровень народа.

Пятое трезвенническое движение

Пятое трезвенническое движение началось в 1981 г. с межведомственной конференции «Профилактика пьянства и алкоголизма» в г. Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области.

Подъём трезвеннического движения привёл к принятию правительственных антиалкогольных постановлений 1985-1987 гг. Планировались значительные ограничительные меры: последовательное сокращение производства алкогольных изделий, прежде всего крепкого алкоголя и некачественных креплёных вин («бормотухи»); уменьшение доступности по времени и месту реализации алкогольных изделий; переориентация значительной части винной отрасли на производство виноградных соков, пастилы. Планировалось также увеличение производства безалкогольных напитков и соков и т.п. Вместо пропаганды «культурного», «умеренного пития» был провозглашён лозунг «Трезвость — норма жизни!». Был налажен выпуск первого за долгие годы трезвеннического журнала «Трезвость и культура» под редакцией С.Н. Шевердина, который стал очень популярен и достиг почти миллионного тиража.

Однако подготовлена антиалкогольная кампания была плохо. «Сверху» надеялись быстро решить проблему принятым тогда административно-командным методом, а «снизу» народ, приученный пить, был не готов принять идеи трезвости. Не был учтён отечественный исторический опыт введения «права местного запрета» 1914 г., которому предшествовала длительная информационно-просветительская работа.

Было создано Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость» (ВДОБТ), которое на деле было не добровольным, а формальным, куда загоняли всех подряд без учёта личного отношения к трезвости, что дискредитировало идею трезвости и вызывало справедливый протест со стороны народа. Лидеры трезвеннического движения (Ф.Г. Углов, В.Г. Жданов) не были допущены в руководящие органы. Далее антиалкогольная кампания была провалена по всем правилам информационно-психологической войны.

Антиалкогольная кампания 1985-1987 гг.

Против антиалкогольной кампании 1985-1987 годов сегодня выдвигается ряд типичных обвинений — аргументов, которые, например, прозвучали в документальном фильме «Полусухой закон СССР»:

  1. официальное ограничение торговли алкоголем привело к экономическому кризису и развалу СССР;
  2. людей заставили стоять в очередях за спиртным;
  3. зверски вырубили виноградники в исторических зонах виноградарства в Крыму, что привело даже к самоубийству директора Массандры, всю жизнь занимавшегося виноделием;
  4. начались массовые отравления населения суррогатами;
  5. стало массовым самогоноварение, вследствие чего из продажи исчез свекольный сахар;
  6. главный идеологический виновник кампании — Ф.Г. Углов, который прославился тем, что стал искать «градусы» в кефире;
  7. единственное место, где трезвость — норма жизни, это деревня Дураково, где живут бывшие алкоголики.

Рассмотрим каждое из этих обвинений.

1. Ограничение торговли алкоголем привело к экономическому кризису и развалу СССР. 

Сегодня уже не представляется секретом, что Адольф Гитлер, размышляя о политике в отношении покорённых славянских народов, сводил эту политику к краткой формуле: «водка и табак». В 1945 г., предвидя победу СССР в Великой Отечественной войне, Ален Даллес, позже возглавивший ЦРУ, разработал план уничтожения СССР с помощью нравственного разложения, коррупции, водки, табака и наркотиков. Потом были Гарвардский проект — план развала СССР и Хьюстонский проект — план развала России.

Созревали условия для экономического развала и в самом СССР. Административно-командный стиль управления экономикой всё больше заводил её в тупик, а социалистический бюджет позорно зависел от алкогольных денег. Так, поступления в бюджет от винной монополии доходили до 29% от общего бюджета.10 Во время ограничительных мер бюджет СССР действительно недополучил алкогольных денег, но они даже в большем количестве поступили в сбербанк. Так, в 1989 г. водки было реализовано на 37 миллиардов меньше, чем обычно, зато в сберкассы страны поступило на 45 миллиардов больше.11 Однако неэффективность социалистической экономики не позволила использовать эти деньги для подъёма экономики страны.

Росли противоречия между республиками СССР, которые всё больше приводили к распаду всех связей, в том числе экономических, что привело к кризису производства.

Совершенно очевидно, что антиалкогольная кампания не могла быть собственно причиной экономического кризиса и развала СССР. 

2. Людей заставили стоять в очередях за спиртным.

Любопытно, что сократив производство алкоголя за два года на четвёрть, число магазинов, торгующих спиртным, сократили в 5 раз, а время торговли — в 2 раза. Таким образом, доступность алкоголя сократилась в среднем в 10 раз. Дальше — больше. В отдельных областях — Астраханской, Рязанской — число вино-водочных магазинов сократилось в 50 раз!

Была ещё одна причина уменьшения доступности алкоголя: вместо намечаемого прежде сокращения производства на 11% в год с 1985 по 1987 гг. сокращение производства провели в 2,7 раза.12 Народ, приученный пить и отмечать все события со спиртным, встал в очереди. При этом каждый день находились журналисты, которые всё это народное унижение снимали на пленку, а вечером показывали по телевизору, чтобы обозлить народ ещё больше.

3. Вырубили виноградники.

В Указе не планировалось ликвидация этой отрасли. В нём речь шла о том, чтобы частично заменить винные сорта винограда столовыми. И при разумном подходе это никак бы не сказалось на важной отрасли земледелия в южных районах страны.

4. Начались массовые отравления суррогатами.

В 1987 году все СМИ раструбили о том, что в 1987 году в СССР алкоголем и его суррогатами отравились 11 тысяч человек, но промолчали, что в 1984 году алкоголем и суррогатами, согласно статистическим отчётам, отравились 44 тысячи человек, т. е. число погибших от отравлений не увеличилось, а уменьшилось в 4 раза всего лишь за 2 года борьбы.13 Эту правду народ не знает до сих пор. Не знает и статистику отравлений алкоголем и его суррогатами в сегодняшней России, население которой в 2 раза меньше, чем в бывшем СССР. Сегодня мы не боремся с потреблением алкоголя, и человеческие потери значительно превышают всё, что было раньше. Промолчали об этом и авторы фильма «Полусухой закон СССР».

Вот статистика смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами в одной только России (численность человек):

1991 г. — 16 653;

1992 г. — 26 209 (была отменена госмонополия на водку);

1993 г. — 45 425;

1994 г. — 55 473;

1995 г. — 43 461;

1996 г. — 35 233;

1997 г. — 27 924;

1998 г. — 21 800;

1999 г. — 24 100;

2000 г. — 33 979 (прирост связан с наращиванием производства пива);

2001 г. — 37 824;

2002 г. — 40 121;

2003 г. — более 54 000;

2008 г. — около 36 000 человек (сокращение смертности, очевидно, связано с введением акцизной марки, что несколько снизило доступность алкоголя).14

Итак, только от прямых отравлений алкоголем и его суррогатами ежегодно вымирает население небольшого российского города. При этом 93 процента всех смертей вызвано не качеством алкоголя, а его чрезмерным количеством. Но почему-то об этом никто шума не поднимает. Не потому ли, что сегодня алкогольный капитал добился, чего хотел: ему позволили беспрепятственно, практически без всяких ограничений наживаться на человеческих слабостях?

5. Стало массовым самогоноварение, поэтому исчез сахар.

Хулители антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. уверяют, что самогоноварение фактически полностью компенсировало государственное сокращение производства алкоголя. Из магазинов исчез сахар.

Здесь тоже не всё сходится. Согласно статистическим отчётам, потребление сахара в 1987 году составляло 46 кг на человека в год, что всего на 2 килограмма больше по сравнению с 1985 годом (44 кг), то есть никакого чрезвычайного роста потребления сахара не произошло. Как показали исследования тех лет, существенного роста самогоноварения в эти годы тоже не было, а дефицит сахара был тщательно спланирован.15

Как сообщает доктор исторических наук, Генерал-лейтенант КГБ Н.С. Леонов в своей книге «Холодная война против России»,16 (М., 2010. — C.216), под урожай 1991 года в СССР не были засеяны 30%, отведённых под сахарную свеклу, «из-за общего бедлама». Нам представляется более логичным другое объяснение: чтобы навсегда внушить народу мысль, как опасно бороться с пьянством, т. к. весь сахар, якобы, уходит на самогон.

Исследование А.В. Немцова, одного из главных специалистов по алкогольной проблеме, показало, что только в 1985-1987 гг. ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 3,2 года, а женщин на 1,2 года. Только за два года антиалкогольная кампания в России сберегла жизни примерно 700 тысячам человек. А к 1993 году, когда потребление алкоголя достигло уровня 1984 года, количество спасённых от гибели россиян приблизилось к миллиону.17

В годы антиалкогольной кампании на четвёрть снизилась преступность, а по тяжким преступлениям на одну треть, снизились прогулы, аварии, пожары, Детей в те годы рождалось на 500 тысяч в год больше, чем прежде. Снизилось число разводов, повысилась производительность труда.18

Возникает вопрос: если народ в массовом порядке перешёл на самогон, то откуда взялась трезвость в семьях и почему улучшились демографические и другие показатели? Значит, всё-таки народ стал пить меньше и разговоры о чрезмерном росте самогоноварения — очередной миф, чтобы принудить государство отказаться от принятого курса на отрезвление страны.

6. Главный идеологический виновник этой кампании — некто Углов, который «прославился» тем, что стал искать «градусы» в кефире.

Федор Григорьевич Углов — выдающийся хирург. Один из первых в стране успешно выполнил ряд сложнейших операций разного профиля, автор изобретения «Искусственный клапан сердца и способ его изготовления» (1981, 1982). Более 40 лет руководил кафедрой госпитальной хирургии СПб ГМУ, создал большую хирургическую школу.

Ф.Г. Углов — доктор медицинских наук, был академиком РАМН, действительным и почётным членом Петровской академии наук и искусств, вице-президентом Международной славянской академии, президентом Государственного православного фонда, почётным доктором Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Академика И.П. Павлова, главным редактором журнала «Вестник хирургии» (1953), членом союза писателей России, почётным членом многих отечественных и зарубежных научных обществ.

Был удостоен звания Лауреата Ленинской премии, имел десятки других почётных наград и даже был занесён в Книгу Рекордов Гиннеса как старейший практикующий хирург в России и СНГ. 

Он умер незадолго до своего 104-летия 22 июня 2008 года (в день памяти Великой Отечественной войны, только на антиалкогольном фронте). Он стоял у истоков Пятого трезвеннического движения в России. Его книги: «Сердце хирурга», «Ломехузы», «Правда и ложь об алкоголе», «В плену иллюзий» (во втором издании — «Из плена иллюзий»), ряд научно-публицистических статей по алкогольной проблеме.

Он одним из первых вслед за социологом И.А. Красноносовым заявил, что Россия спивается, и её ждут великие потрясения, если не начать немедленное отрезвление. Его труды занимают достойное место среди исследований алкогольной проблемы таких титанов мировой науки, как швейцарец А. Форель, россияне И.П. Павлов, И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков, а также, автор немедицинского метода избавления от алкогольной и табачной зависимостей, известный учёный Г.А. Шичко.

Антиалкогольная публицистика Ф.Г. Углова прекрасно дополняет то, что написано о трезвости Л.Н. Толстым.

Правда же о кефире такова: кефир получают на основе спиртового брожения, и содержание алкоголя в кефире может достигать полутора процентов. Если для взрослых людей это незаметно, то для грудных детей ситуация может оцениваться иначе. К началу 80-х годов всё детское питание в СССР почему-то стало кефирным, тогда как во всём мире детей кормили и продолжают кормить йогуртами и другими кисломолочными продуктами на основе неспиртового брожения.

Временный успех трезвеннического движения сменился полным разгромом и продуманной антитрезвеннической и крайне агрессивной пропагандой во всех СМИ. Но трезвенников России это уже не остановило. Борьба за утверждение трезвого образа жизни продолжается. Сегодня её ведут трезвеннические организации: Союз борьбы за народную трезвость (СБНТ, с 1988 г.), Общероссийская Общественная Организация «Объединение Оптималист» (ООО «Оптималист», с 1991 г.), Международная независимая ассоциация трезвости (МНАТ, с 1991 г.), «Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство «Трезвение» и др. Эти организации имеют свои печатные органы: «Соратник», «Трезвение», «Мы — молодые», «Подспорье», «Оптималист», «Феникс», «Трезвое слово» и др.

С благословения патриарха Московского и всея Руси в 2008 г. был создан «Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы». Главным итогом деятельности этого совета является проект «Общее дело», в рамках которого сняты документальные фильмы и антиалкогольные ролики.

Борьба за трезвость в Липецкой области

Святой Тихон Задонский

В Липецкой области в Задонском монастыре хранятся мощи великого святого Тихона Задонского, известного своей трезвенной деятельностью. Будучи епископом Воронежской Епархии, он настолько страстно проповедовал трезвость, что в его приходе перестали покупать вино. За это местные виноделы написали царю жалобу о недоборах алкогольных акцизов, и отца Тихона уволили со службы, после чего он вскоре скончался в Задонском монастыре.

Дмитрий Булгаковский

Дмитрий Булгаковский (1843—1918?) — уроженец г. Ельца, выдающийся писатель, священник, неутомимый борец за народную трезвость. Его многочисленные труды можно разделить по своему содержанию на несколько групп: религиозно-нравственные, исторические, этнографические, агиографические, против употребления алкоголя, на военную тематику, беллетристику. Литературное наследие Д. Булгаковского — около 170 работ.

Рождественское Аргамаченское общество трезвости

В г. Ельце Липецкой области в 1894 году священником аргамаченской церкви Рождества Пресвятой Богородицы Николаем Брянцевым было создано Рождественское Аргамаченское общество трезвости, которое занималось большой просветительской и социальной работой. Общество проводило регулярные трезвенные чтения с чаепитием и художественной самодеятельностью. Здесь была своя богадельня с бесплатными обедами и мастерские, в которых обучали ремёслам.

В 1917 году все общества трезвости были разгромлены, в их числе и аргамаченское, и многие священники приняли мученическую кончину. Но дело общества, его идеи ещё длительное время хранили аргамаченцев от порока пьянства. Аргамаченские рабочие были самыми востребованными в Ельце, потому что были трезвыми.

Семьи членов общества трезвости: Н.А. Черкашина, В.В. Замаруева, П.В. Урюпина, И.С. Кондратова были долгожителями слободы, прожив, соответственно, 85, 93, 93 и 96 лет, сохранив ясную память и бодрость духа.

До сих пор живёт и здравствует семья Мешковых. Все Мешковы не пьют, живут трезвой православной семьёй, воспитывают детей и внуков.

В начале третьего тысячелетия от здания бывшего общества трезвости на Аргамаче в Ельце Липецкой области остался лишь фундамент, и в городе до сих пор нет даже улицы имени Николая Брянцева.

Михаил Сергеевич Соломенцев

Был свой Елецкий трезвенник и на пятом этапе Трезвеннического движения в России. Это — Михаил Сергеевич Соломенцев, член Политбюро, сам убежденный трезвенник, который был одним из организаторов антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. До конца жизни он говорил, что не жалеет о своём участи в той кампании, но лишь о том, что отрезвить народ тогда не удалось. Он прожил почти 95 лет и всем рекомендовал свой чудодейственный рецепт: «Не пей, не кури и живи, сколько хочешь».19;20

«Сухие законы»

Полный запрет на продажу спиртных изделий был введён в Исландии (1915), Норвегии (1913), Финляндии (1919), США (1920) гг. В каждой из стран "сухим законам" предшествовали женские походы против пьянства и просветительская деятельность. Во всех названных странах "сухие законы" были отменены. В США в числе причин отмены называют такие как контрабандный ввоз спиртного из Канады и Мексики. Возник даже целый флот по перевозке виски. В Исландии "сухой закон" был отменён прежде всего потому, что взамен рыбы, которую Испания покупала у Исландии, Испания требовала закупать вино. У Норвегии Франция после окончания I Мировой войны ультимативно потребовала ввоза 450 тысяч литров виноградного вина. В противном случае она отказывалась от закупок рыбы в Норвегии. Того же добивались Испания и Италия: права ввоза 500 тысяч и 850 тысяч литров вина.

Выше уже было сказано, что в СССР главными причинами отмены «сухого закона» (запретительно-ограничительных мер 1914 -1925 гг.) было не самогоноварение — размеры его по сравнению с сегодняшним днём были относительно невелики, — а стремление руководства страны во главе с И.В. Сталиным найти «новые источники для новых доходов на предмет дальнейшего развития нашей промышленности». Причём введение государственной водочной монополии оценивалась Сталиным в 1927 г. как «временная мера».

Таким образом, главными причинами отмены «сухих законов» в ряде традиционно пьющих стран были, прежде всего, экономические и политические интересы определённых социальных групп и целых государств. Имело значение и нежелание части народа отказываться от сложившихся питейных традиций и обычаев.21

Однако «сухие законы» торжествуют там, где есть идеологическое (религиозное) подкрепление. В частности, в список государств мира А.Н. Маюрова, в которых действует «сухой закон» или закон трезвости, как принято сегодня говорить, входят около 80 стран. Это — Албания, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Бутан, Египет, Зимбабве, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Камбоджа, Катар, Кувейт, Лаос, Ливан, Ливия, Мавритания, Мадагаскар, Малайзия, Марокко, Мьянма, Непал, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Оман, Пакистан, Папуа-Новая Гвинея, Саудовская Аравия, Сирия, Судан, Танзания, Тунис, Турция, Шри Ланка, Эритрея, Западная Сахара, Мальдивы, Сейшельские острова, Коморские острова, Сомали, Джибути, Эфиопия, Кения, Уганда, Чад, Нигер, Мали, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Сьерра-Леоне, Кот-д’Ивуар, Буркина-Фасу, Гана, Камерун, Центрально-Африканская республика, Сингапур, Восточный Тимор, Таиланд, Палестинские территории, Того, Бенин, Экваториальная Гвинея, Маврикий, Руанда, Бурунди, Замбия, Малави, Свазиленд, Лесото.

В список «Трезвенных народов мира» А.Н. Маюрова входит 694 народа в разных странах мира. К трезвенным народам Маюров относит как непьющие, так и малопьющие народы.22

По данным ВОЗ, во всём мире 35% взрослых мужчин и 55% взрослых женщин вообще не употребляют алкоголя. Наибольшей является доля трезвенников в странах Восточного Средиземноморья (преимущественно арабские страны — 96%) и Юго-Восточной Азии (89%). Наименьшей — в странах Европейского Союза, где она составляет 31%. Если принять во внимание, что в европейский регион входит Турция и страны Средней Азии, то уровень 31% является вполне обоснованным. Опрос Евробарометр показал, что в 27 странах ЕС в среднем 24% взрослых жителей являются трезвенниками.23

Не все пьют и в России. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в июне-июле 2008 года провела опрос в 24 субъектах Российской Федерации, и выяснилось, что 15,3% россиян не употребляли алкоголя в течение жизни, 22,2% — в течение последних 12 месяцев, 37,5% — в течение последних 30 дней.24

Таким образом, утверждение, что «пьют все» — миф, усиленно пропагандируемый алкогольным капиталом и теми, кто зависим от алкоголя, чтобы всем навязать мысль о том, что пьянство — норма!

Великие трезвенники

Профессор А.Н. Маюров в числе великих трезвенников называет:

Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечу) — предшественника Иисуса Христа;

Иисуса Христа — Богочеловека, Сына человеческого;

Пророка Даниила — праведника, мудреца;

Мухаммеда (Магомета, Магомеда) (570-632) — основателя ислама, пророка;

Будду (Сиддхартхе Гаутаме) (623-544 до н.э) — основателя буддизма;

Конфуция (Кун-цзы) (551-479 до н. э.) — основателя конфуцианства;

Ибн Сину (Авиценну) (980-1037) — врача, энциклопедиста;

Сократа (470-399 до н. э.) — древнегреческого философа;

Тициана (1476/77 или 1489/90-1576) — итальянского живописца;

Сергия Радонежского (1321-1391) — святого Православной Церкви;

Серафима Саровского (1754 или 1759-1833) — святого Православной Церкви;

Аввакума Петровича (1620 или 1621-1682) протопопа, главу старообрядчества;

Фореля Августа (Огюста) (1848-1931) — швейцарского невропатолога, президента нейтрального ИОГТ;

Куна Леврета (?-1886) — Основателя ИОГТ;

Финча Джона (1852-1887) — лидера мирового трезвеннического движения;

Павлова Ивана Петровича (1848-1936) — русского физиолога;

Толстого Льва Николаевича (1829-1910) — русского писателя;

Иоанна Кронштадтского (Сергиева Ивана Ильича) (1829-1908) — святого Православной Церкви;

Левского Василя (1837-1873) — болгарского общественного деятеля;

Иоанна (Снычёва Ивана Матвеевича) (1927-1995) — митрополита С. — Петербургского и Ладожского Православной Церкви;

Углова Федора Григорьевича (1904-2008) — русского хирурга-долгожителя, академика, лидера мирового трезвеннического движения, автора многих книг, ставших эталоном популярной трезвеннической литературы;

Мальцева Терентия Семеновича (1895-1994) — русского полевода, народного академика, лидера мирового трезвеннического движения;

Кокушкина Якова Карповича (1892-1984) — русского общественного деятеля;

Белова Василия Ивановича (р. 1932);

Шичко Геннадия Андреевича (1922-1986) — русского общественного деятеля, физиолога, автора методики самоизбавления от табачной, алкогольной и других зависимостей;

Дудочкина Петра Ивановича (1916-2003) — русского писателя.22

Выводы к главе 5

  1. История борьбы против всех «легальных» и «нелегальных» наркотиков выработала две основные модели: 1) борьба с пьянством и алкоголизмом (курением, наркоманией), когда борются с последствиями употребления алкоголя (табака, наркотиков). Это так называемая «стратегия уменьшения вреда» при отсутствии цели полного отрезвления; 2) борьба за трезвость (полный отказ от употребления алкоголя, курения табака, наркотиков в немедицинских целях), когда ставится цель отрезвления общества.
  2. Второе направление — БОРЬБА ЗА ТРЕЗВОСТЬ — выдержало проверку временем. Там, где была поставлена цель полного отрезвления, достигнуты наилучшие результаты. Цель, может быть, не достижима полностью, но если она поставлена, то ясной становится стратегия борьбы, поэтому результаты такой борьбы выше.
  3. Сегодня трезвенническое движение в России и других странах — это реальность. Уже многие поняли, что абсурдно говорить об «умеренном» курении или употреблении героина. Будущее, без сомнения, принадлежит тем народам, которые осознают и абсурдность «умеренного» отравления наркотиком № 1 — алкоголем.

Основная литература

  1. Ловчев В. Август Форель: великий учёный и великий трезвенник / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2003. — № 2 (89). — 18с. ^
  2. Словарь Международной независимой ассоциации трезвости. 5-е издание. — Казань, изд-во «Хэтер», 2007. — С. 79-80. ^
  3. Всемирный день ИОГТ / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 1999. — № 10 (64). — С. 3-5. ^
  4. Добролюбов Николай. Народное дело. Распространение обществ трезвости / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2008. — № 3 (117). — 40с. ^
  5. Углов Ф.Г. Из плена иллюзий. — 2-е изд., дораб. и доп. — М.: Мол. Гвардия, 1986. — 288 с. ^
  6. Ловчев В. Сергей Александрович Рачинский. ^
  7. «Согласие против пьянства»: документы и материалы / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2007. — № 3 (113). — 29с. ^
  8. В духе всесовершенного учения евангельского / Трезвение. Газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение». — 2008. — № 11 (94). — С. 2. ^
  9. Мендельсон А. Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства. Петроград: Гос. Типография, 1916. ^
  10. Аргументы и факты. — 2006. — № 45. — С. 6. ^
  11. Дроздов И.В. Орудие разрушения России / Соратник. — 1998. — № 8. — С. 3. ^
  12. Черносвитов Е. Мы устали преследовать цели? / Наш современник. — 1989. — № 10. — С. 143. ^
  13. Немцов А.В. Алкогольная ситуация в Росси. — 1995. — С. 57. ^
  14. Аргументы и факты. — 2000. — № 8. — С. 17. ^
  15. Овруцкий Л. О сладком аргументе самогонного вызова / Трезвость и культура. — 1988. — № 4. — С. 43-45.  ^
  16. Леонов Н.С. Холодная война против России. — М., 2010. — C.216. ^
  17. А.В. Немцов. Алкогольная ситуация в России. — М., 1995. — С. 47, 85. ^
  18. Углов Ф.Г. Трезвость строится на правде. — Соратник. — 1998. — С. 2. ^
  19. Дякина Ю. Рождественское Аргамаченское общество трезвости / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс». — 2003. — № 1 (88). — 7с. ^
  20. Памяти Михаила Соломенцева / Красное знамя. Елецкая городская общественно-политическая газета. — 2008. -19 февраля. — С. 3. ^
  21. Сидоров В.Н. История сухих законов. www.optimalist.narod.ru ^
  22. Маюров А.Н. Предисловие / Основы собриологии, профилактики, социальной педагогики и алкологии / Севастополь-Ларнака: МАТр, 2006. — С. 4-5. ^ ^
  23. К. Красовский. Фредерикстад— 2010.Феникс. — 2010. — № 5 (184). — С. 1-5 ^
  24. Стоит ли преувеличивать масштабы алкоголизма в России? / Феникс. — 2010. — № 5 (184). — С. 6-7 ^